Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определенные моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и христианской Церковию - во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя. Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»), а обратясь к людям и кадя их, говорит: «Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас». На это молящиеся (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.
Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Или: «Господи, благослови». Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем»). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословленным прихожанам и попросить поставить.
Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для христианской службы благочинного порядка.
|