Меленки — крупный старообрядческий центр во Владимирском крае. Одним из первых конкретных шагов к церковному разделению в этих краях стало осуждение на Соборе 1653 года муромского протопопа Логгина. Отец Логгин имел большое влияние в монастырях и храмах г. Мурома и Муромского уезда (территория современного Меленковского района).
В 1677 году распоряжением царя Феодора Алексеевича большое число противников Никоновых новин из города Ярополча и села Вязников Муромского уезда было выселено в глухие места. Они и составили деревни и села «новопоселенной» волости по реке Унже. Однако переселение не принесло ожидаемого результата: мещане и крестьяне не перешли на новый обряд. После переселения меленковские и вязниковские старообрядцы поддерживали между собой духовные и промышленные отношения. Образовался новый центр старообрядчества — Меленковский.
В 1729 году иеродиакон вязниковского Благовещенского монастыря Пахомий бежал в Меленковские леса, где основал мужской монастырь. Там же в окружении старообрядческих селений по реке Унже возникает в это же время женский монастырь, который возглавила черница Девора из рода Нарышкиных. Вязниковские купцы-старообрядцы Ф. Лукновский, И. Рукавишников открыли в 1733 году на наемной крестьянской земле в Меленках льноперерабатывающую фабрику: в пяти светлицах располагались 52 каламиношных, 32 ревендучных, 4 фламских стана. На них производилось в год 2012 кусков каламиношных, 1115 ревендучных, 136 фламских полотен, которые поставлялись в Москву и Санкт-Петербург.
В начале XVIII века Гороховец с уездом и дворцовую Ярополческую волость, в которую входило село Вязники, в целях «борьбы с расколом» присоединили к Нижегородской епархии господствующей церкви, которую возглавлял архиепископ Питирим. 13 декабря 1735 года вязниковец Василий Кореннов подал донос на старообрядцев в Синод. Так началось дело, которое длилось более пяти лет с 1736 по 1741 гг. Во время сыска было арестовано около ста человек из Вязников, Мурома и Меленок. В 1741 году солдатскими командами были разогнаны монастыри по реке Унже. Девица Девора бежала на Ветку, в старообрядческое поселение за пределами России. Настоятель мужской обители Пахомий был спрятан от солдат. В результате сыска в Московскую тайную контору были взяты проживавшие в Меленках А. Синцов, И. Рукавишников. Меленковская мануфактура в 1747 году была продана москвичу Е. Овощникову. В 1748 году производство в Меленках было закрыто, все оставшееся имущество переведено в Вязники.
К 70-м годам XVIII века Меленки с окрестными селами и деревнями становятся крупным духовным центром поповства, тогда как большая часть населения Вязников священство не признает.
Гонение на старообрядцев затихает во время правления Екатерины II, Павла I, Александра I. Возобновляется с новой силой во времена Николая I и Александра II. В это время старообрядцам запрещено почти все: строить храмы, учить детей, служить литургию, отпевать и погребать умерших в присутствии священника. Уже построенные храмы опечатываются. Епископов, священников сажают в тюрьмы. Замирает литургическая жизнь, службы совершаются втайне по ночам. В селе Илькино старообрядцев называли долгое
время мыльниками, из-за того что молельни находились под банями (одна
сохранилась до сих пор).
Указом Александра III старообрядцам дозволено иметь моленные и кладбища. После обращения в 1882 году в Меленковскую думу старообрядцы получают место под кладбище на окраине г. Меленки (не сохранилось).
17 апреля 1905 года вышел указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В период так называемого золотого десятилетия была зарегистрирована Крестовоздвиженская старообрядческая община, в которую входили христиане из г. Меленки, деревень Осинки, Войново, Крутцы, Лехтово и сел Илькино, Воютино и Кононово.
2 ноября 1907 года зарегистрирована Воздвиженская община старообрядцев, проживающих в д. Прудни, Лужах, Яслеве, Иватине, Злобине, Тимошине, Усаде. 16 марта 1907 года зарегистрирована Покровская старообрядческая община в д. Дубцы.
Кроме зарегистрированных общин старообрядцы жили в Драчеве, Кулаках, Каменке, Малышеве и его окрестных деревнях.
Общины старообрядцев двух селений: Осинки в 1912 г., Прудни в 1914 г. — попросили о постройке и открытии старообрядческих школ при этих населенных пунктах, но им было отказано. А после революции 1917 года начались для старообрядчества и вовсе трудные времена.
В августе 1920 г. в Меленках появился и прослужил 13 лет епископ Владимирский и Иваново-Вознесенский Калист (в миру Кирил Ермилович Макаров) родом из д. Цаплино Беззубовской волости Богородского уезда Московской губернии. Владыка Калист служил и проживал в Меленках, там же на старообрядческом кладбище он был похоронен в 1933 году. В 50 селах в 60-е гг. всех старообрядцев Меленковского района и города Мурома духовно окормлял о. Иаков из с. Тимошино, в период сталинских репрессий отсидевший 10 лет в тюрьме. В 70-е годы и вплоть до открытия храма в Меленках — о. Леонид Гусев.
В 1999 г. местной старообрядческой общине передано здание детского сада. Одно из помещений детсада переоборудовано под храм. В соседних комнатах расположилась воскресная школа. 28 марта храм освящен митрополитом Алимпием во имя Воздвижения Честнаго Креста.
|