Меленковское старообрядчество

Суббота, 19.01.2019, 00:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2018 » Март » 29 » УРОКИ ИСТОРИИ. Мистицизм в России.
13:23
УРОКИ ИСТОРИИ. Мистицизм в России.

Что стало причиной популярности юродивых и мистиков при дворе Николая II? Большинство современников и историков считали, что влияние религиозных деятелей и оккультистов было следствием мистических настроений не столько самого Николая II, сколько императрицы Александры Федоровны. Такой точки зрения придерживался, например, С.Ю. Витте.

Еще одной причиной появления в 1894-1904 гг. «чародеев» при дворе Николая II было отсутствие у императора сына, который автоматически становился наследником престола. Поэтому в этот период в числе близких «конфидентов» царской четы побывали богомолка Дарья Осипова, странник Антоний, ворожея Матрена-босоножка, юродивый Митька Козельский.

Одним из наиболее известных «царских юродивых» был Митя Колебяка, являвшийся ставленником епископа Гермогена. В 1901 году Колебяка был приглашен ко двору и встречался с царской семьей. Император Николай II и императрица Александра Федоровна высоко оценили «пророческий дар» Мити Колебяки. При этом августейшие особы даже не обращали внимания, на то, что «пророк» Митя был фактически слабоумным: его речь состояла из гортанных возгласов, неразборчивых бормотаний, писков и т.д. Сам Митя Колебяка был от рождения инвалидом, которого подобрали и взяли себе на воспитание монахи знаменитой Оптиной пустыни. Время от времени его поражали припадки эпилепсии. Именно в момент очередного приступа эпилепсии один из монахов Оптиной пустыни пришел к выводу, что Митя Колебяка имеет пророческий дар. После этого монахи стали показывать Колебяку церковному начальству, которое, в свою очередь, стало использовать «пророка» в своих интересах. Своего рода «поставщиками» юродивых, босоножек и богомольцев были епископы Феофан (В. Быстров) и Гермоген (Г. Долганов), близкие в тот период к царской семье.

Наиболее серьезных успехов в поставке «чародеев» к царскому двору в 1894-1907 гг. добилась группировка великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича и близких к ним «сестер-черногорок» Анастасии (Станы) Николаевны и Милицы Николаевны. Милица и Стана являлись дочерьми черногорского владетельного князя (с 1910 года - короля) Николая Негоша. Они воспитывались при русском дворе в элитном женском учебном заведении для представительниц высшего общества - Смольном институте благородных девиц.

После окончания Смольного института Милица Николаевна вышла замуж за великого князя Петра Николаевича, а Анастасия Николаевна стала женой близкого родственника семьи Романовых, живущего при русском дворе принца Юрия Лейхтенбергского.

Общение «черногорок» с Николаем II и его женой не ограничивалось чисто религиозной сферой. Милица и Стана пытались влиять на российскую внешнюю политику на Балканах. В первую очередь, «черногорки» лоббировали интересы своего отца. Они добивались денежных кредитов для Черногории на создание постоянных воинских формирований, и российское военное министерство стало ежегодно отпускать на создание и содержание черногорской армии немалые суммы.

Более того, великая княгиня Анастасия Николаевна в 1901-1902 гг. добилась того, чтобы контрибуция, ежегодно выплачиваемая Турцией после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в размере 3 000 000 рублей, передавалась не России, а Черногории. И император Николай II согласился с этим требованием. Но когда царь выслушал возражения министра финансов С.Ю. Витте, он отменил свое же решение о передаче контрибуции. Однако в обмен на отмену решения о передаче турецкой контрибуции Черногории, российское военное министерство вынуждено было увеличить субсидию на черногорскую армию.

Влияние Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны большинство исследователей и мемуаристов связывают с организацией деятельности при русском дворе двух оккультистов из Франции - «мэтра Филиппа» (Н.А. Вашо) и «мэтра Папюса» (Ж. Анкосс). И Филипп, и Папюс являлись представителями европейского мистического ордена мартинистов.

Орден мартинистов возник в XVIII веке. Его основателем был крещенный португальский еврей Мартинес Паскуалис (отсюда и название ордена), ставивший своей целью «духовное возрождение личности». Однако фактически деятельность ордена превратилась в разного рода оккультистские практики (включая вызов духов умерших людей). После его смерти орден возглавил французский аристократ Л.К. де Сен-Мартен. Он разработал иерархию и систему ордена, состоящего из 10 степеней.

Весной 1900 года великая княгиня Анастасия Николаевна (тогда герцогиня Лейхтенбергская) посетила во Франции духовного учителя Папюса - оккультиста «мэтра Филиппа» (Н.А. Вашо), специализирующегося на лечении и спиритических сеансах. В сентябре 1901 года при посредничестве Анастасии Николаевны состоялась встреча Филиппа с Николаем II в Компьене. Поздней осенью того же года состоялся визит Филиппа в Россию, где он жил на попечении дворцового коменданта П.П. Гессе. К числу поклонников Филиппа принадлежал и русский военный атташе В.В. Муравьев-Амурский (брат министра юстиции Н.В. Муравьева). Именно Муравьев-Амурский вкупе с рядом других поклонников Филиппа провозгласил его святым и стал его «антрепренером» в высших слоях российского общества.

В России Филиппа активно опекал мартинистский кружок актрисы императорских театров, графини О.И. Мусиной-Пушкиной. В этот кружок входил граф В.В. Муравьев-Амурский. Помимо него, к этой группе примыкали библиотекарь Зимнего дворца А.И. Леман, ротмистр лейб-гвардии конного полка Д.Ф. Левшин, а также двое неустановленных лиц, скрывшихся за инициалами П.Н. и Н.Н. Именно к этой группе примыкал Папюс.

Интересно и то, чем именно занимался в Петербурге Филипп. Он участвовал в спиритических сеансах вместе с членами императорской четы, великими князьями Николаевичами и «сестрами-черногорками». В ходе своего приезда в 1902 году Филипп имел свидание на даче великого князя Петра Николаевича с известным священником Иоанном Кронштадтским. Как считал С.Ю. Витте, именно на этих встречах возникла идея о канонизации Серафима Саровского (П.С. Мошнина).

Отметим очевидную странность: православный священник Иоанн Кронштадтский и оккультист Филипп обсуждают канонизацию святого Русской Православной церкви. Как представитель традиционного православия, Иоанн Кронштадтский должен был избегать любой встречи с Филиппом. Ведь оккультизм и магия несовместимы с каноническим православием.

В наше время вопрос о принадлежности Николая II к мартинистскому ордену является предметом обсуждения в среде монархических публицистов (зачастую маргинального толка). Так, в частности, В.М. Острецов, придерживающийся так называемой «теории заговора», развенчивает образ Николая II как «праведного царя». Причина развенчания - отношение императора к масонству. При этом Острецов считает, что Николай II действительно являлся членом мартинистской ложи «Крест и Звезда» до 1905 года. Более того, сам миф о «праведности последнего русского императора, по мнению Острецова, имеет розенкрейцерское происхождение

Елизавета Федоровна была крайне недовольна влиянием на императора и императрицу Филиппа и «сестер-черногорок». Согласно широко распространенной версии, причиной недовольства сестры императрицы были нездоровые мистические увлечения царской четы. Но это было лишь одной из причин недовольства. А другой причиной недовольства было то, что с помощью Филиппа, сумевшего воздействовать на легко внушаемую и склонную к мистицизму императрицу, усилилось и политическое влияние «сестер-черногорок» и великих князей Николаевичей. А значит, другие влиятельные придворные группы и фигуры (включая родных дядьев императора и сестру императрицы) вынуждены были заискивать перед покровителями Филиппа.

Пятая беременность Александры Федоровны началась в ноябре 1901 г. Поскольку эту беременность царская чета связывала исключительно с загадочными «пассами» Филиппа, то ее скрывали даже от ближайших родственников. Сестра Николая II Ксения Александровна только в апреле 1902 г. узнала от императрицы о ее беременности. В своем письме к ней Александра Федоровна писала: «Сейчас это уже трудно скрыть. Не пиши Матушке, так как я хочу сказать ей, когда она вернется на будущей неделе. Я так хорошо себя чувствую, слава Богу, в августе!»

По рекомендации Филиппа императрица не допускала к себе медиков вплоть до августа 1902 г. К весне все заметили, что она сильно потолстела и перестала носить корсет. О ее беременности было объявлено официально. Как писал Витте: «Императрица перестала ходить, все время лежала. Лейб-акушер Отт со своими ассистентами переселился в Петергоф, ожидая с часу на час это событие. Между тем роды не наступали. Тогда профессор Отт начал уговаривать Императрицу и Государя, чтобы ему позволили исследовать Императрицу. Императрица по понятным причинам вообще не давала себя исследовать до родов. Наконец она согласилась. Отт исследовал и объявил, что Императрица не беременна и не была беременна, что затем в соответствующей форме было объявлено России»

Это известие обрушилось страшным ударом на психику Александры Федоровны. Ребенка, которого она вынашивала с ноября 1901 г. просто не было. Великий князь Константин Константинович записал в своем дневнике 20 августа 1902 г.: «С 8 августа ежедневно ждали разрешения от бремени Императрицы… Алике очень плакала. Когда, наконец, допущенные к ней доктор Отт и Гюнст определили, что беременности нет, но и не существовало»

Кроме этого, надо было внятно объяснить всей стране, куда делся ребенок императрицы. Из этой щекотливой ситуации надо было как-то выходить. Это событие породило в народе множество слухов о том, что царица родила «неведому зверушку». В аристократической среде эта информация также вызвала самые различные толки. Полиция приказала исключить из оперы «Царь Салтан» слова: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не собачку, не лягушку, так – неведому зверушку»

Как мы видим, вся «беременность» императрицы патронировалась «святым» Филиппом, который жил в имении великого князя Николая Николаевича Знаменка, и Александра Федоровна ежедневно его посещала.

В дневнике Николая II и переписке императорской четы его называют «нашим дорогим Другом». О степени влияния Филиппа на царя красноречиво говорит следующая запись в дневнике Николая II за июль 1902 г.: «Mr. Philippe говорил и поучал нас. Что за чудные часы!!!». Такой характер дневниковых записей царя довольно редок, так как Николай II отличался крайней скупостью на эмоции. Кроме этого, видимо, учитель вмешивался не только в личные дела царя. 22 июля 1902 г. императрица пишет царю, отбывавшему на яхте в Германию для встречи с императором Вильгельмом II: «Рядом с тобой будет наш дорогой друг, он поможет тебе отвечать на вопросы Вильгельма»

Однако после «неудачной берменности» императрицы в 1902 году Филипп вынужден был покинуть Россию. Парадоксально, но и после замершей беременности императрица не утратила в него веры. В конце 1902 г. Филипп объявил ей, что она родит сына, если обратится к покровительству Св. Серафима Саровского. Отсюда и его встречи с Иоанном Кронштадтским, о чем мы писали выше.

Несмотря на возражения обер-прокурора Синода КП. Победоносцева, Серафима Саровского срочно канонизировали. В июле 1903 г. царская семья, следуя совету Филиппа, посетила Саровскую пустынь. После посещения села Дивеева (Саровской пустыни) императрица забеременела в шестой раз. Эта беременность закончилась благополучным рождением в июле 1904 г. цесаревича Алексея.

В переписке между царем и царицей за 1914–1916 гг. имя Филиппа неоднократно упоминалось с благоговением. Как позже вспоминала А.А. Вырубова: «Когда я только что ближе познакомилась с Ее Величеством, я была удивлена Ее мистическим рассказам про М. Philippe, который недавно умер». До конца жизни в царской семье бережно хранились, как святыни, подарки французского ясновидца. Вырубова упоминала: «У Их Величеств в спальне всегда стояла картонная рамка с засушенными цветами, данная им М. Philippe, которые, по его словам, были тронуты рукой самого Спасителя»

Столь трепетное отношение к Филиппу объясняется тем, что Николай II и Александра Федоровна были абсолютно убеждены в том, что рождение цесаревича Алексея есть результат чудесного влияния экстрасенса. Об этом свидетельствует записка, написанная царем к одной из черногорок, Милице Николаевне, в день рождения долгожданного наследника: «Дорогая Милица! Не хватает слов, чтобы достаточно благодарить Господа за Его великую милость. Пожалуйста, передай каким-нибудь образом нашу благодарность и радость… Ему. Все случилось так скоро, что я до сих пор не понимаю, что произошло. Ребенок огромный, с черными волосами и голубыми глазами. Он наречен Алексеем. Господь со всеми вами. Ники». «Он» – это, безусловно, Филипп, и именно ему царь передавал «нашу благодарность и радость».

Таким образом, эпизод лета 1902 г. имел значительные политические последствия. Во-первых, подготовлена почва для появления нового «дорогого Друга». Во-вторых, царская семья созрела к различным «влияниям», замешанным на мистицизме. В-третьих, наметился разрыв царя, и особенно царицы, с Императорской фамилией. В-четвертых, за императрицей закрепилась репутация истерички с железной волей. Все это во многом подготовило стремительное падение авторитета Императорской фамилии и сравнительную легкость падения 300-летней династии Романовых.

После отъезда Филиппа его место занял Папюс.

Визит Папюса в Петербург состоялся в 1902 году, и его также организовал В.В. Муравьев-Амурский, который был большим поклонником Филиппа. Папюс прочитал в петербургских салонах несколько лекций по оккультизму и тут же заинтересовал великих князей Николая и Петра Николаевичей и «сестер-черногорок» - Милицу и Стану.

Среди знатоков истории масонства существует мнение, что в Царском Селе существовал особый мартинистский храм, в котором собирались некоторые великие князья. В том числе Николай Николаевич, Петр Николаевич и Георгий Михайлович (сын великого князя Михаила Николаевича и родной брат Александра Михайловича). Эти собрания продолжались до 1916 года, когда мартинистам пришлось прекратить свою деятельность. Якобы даже Николай II одно время также принадлежал к мартинистам, пока окончательно не рассорился с великим князем Николаем Николаевичем.

Важно при этом отметить, что одна из «черногорок» - Милица — являлась своего рода ученицей Папюса. В фондах ГАРФ хранится диплом от 23 сентября 1900 года на имя Милицы о присвоении ей почетного звания доктора алхимии, подписанный Папюсом.

Информация о царскосельской мартинистской ложе вызывает споры в среде исследователей масонства и биографов Николая II. Известный исследователь масонства А.И. Серков считает, что такие утверждения не имеют под собой никаких оснований. Другой исследователь - B.C. Брачев - допускает, что Николай II примерно до 1902-1903 гг., когда он якобы перестал интересоваться оккультизмом, мог принадлежать к мартинистской организации.

Можно с высокой степенью вероятности говорить, что адептами мартинизма были великие князья Николай и Петр Николаевичи и ряд высокопоставленных лиц (включая В.В. Муравьева-Амурского). Однако подозрения в причастности Николая II к каким-то оккультным орденам возникали и у современников императора. Так, например, в мае 1920 года бывший ректор и попечитель Московского университета А.А. Тихомиров в беседе с известным историком и автором дневника профессором Ю.В. Готье предположил, что «Николай II сам не без греха по части масонства и участвовал в черных мессах». Тихомиров указывал в качестве источника информации неких лиц, «близких ко двору с заднего крыльца».

В период 1905-1906 гг. Папюс провел серию спиритических сеансов в присутствии императорской четы с духом императора Александра III. Во время одного из таких сеансов Николай II спрашивал у призрака отца совета об ответных действиях самодержавия в случае грядущей революции.

Последний раз Папюс появился в России в феврале 1906 года. После этого визита он не посещал Россию до своей смерти в октябре 1915 года. Но связь между Папюсом и царской четой не прекращалась. Как утверждает М. Палеолог, Папюс продолжал переписываться с императрицей.

в 1905-1906 гг., после смерти Филиппа и отъезда из России Папюса, группировка «сестер-черногорок» и великих князей Николаевичей стала остро нуждаться в новом «маге», которого можно было бы использовать для упрочения своего влияния на императорскую чету. На эту роль данной группой был выбран Г.Е. Распутин.

Дополнения

Папюс и император много времени проводили в уединенных беседах. Скорее всего, французский гость убеждал Николая в том, что вступление в мартинистскую ложу окажет мощное защитное воздействие на царствующий дом и дела государства. По некоторым сведениям, в конце концов Николай согласился принять посвящение. Подробности события держались в строгой тайне, известно лишь, что уже весной 1901 года в присутствии Папюса и месье Филиппа Николай председательствовал в ложе, получившей название "Крест и звезда". В ложу помимо царской четы вступили также многие представители высшей аристократии.

2 августа 1905 года месье Филипп умер. На похороны собралось невиданное количество народа, были присланы соболезнования из разных стран, в том числе и от русского двора. А в октябре Папюс получил приглашение от Николая II безотлагательно приехать в Россию. Санкт-Петербург встретил Жерара выстрелами и озлобленными голодными толпами. В Царском Селе, напротив, стояла какая-то гнетущая тишина. Семья Николая и его приближенные сновали по огромному темному дворцу, подобно теням.

... В удаленных покоях Царскосельского дворца собрались четверо: Николай II с супругой, капитан Мандрыка - адъютант императора и Папюс. По просьбе государя французский маг должен был вызвать дух Александра III, чтобы император спросил у отца совета. В звенящей тишине Папюс начертил на полу магические знаки и произнес заклинания. В этот момент глаза его закатились, и он обмяк, словно тряпичная кукла. Какое-то время медиум находился в трансе, когда же сознание вернулось к нему, собравшиеся услышали следующее: "Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но, увы, она еще возродится, и катастрофа неминуема. Что бы ни случилось, бодрись, сын мой. Не прекращай борьбы". Остекленевший взгляд Николая сверлил Папюса. "Что еще он говорит? Значит, не давать конституции?" - "Значит, не давать"...

… Сеанс окончился, и все четверо долго сидели в полном молчании. Первой его нарушила императрица, спросив, возможно ли предотвратить предсказанное.

Папюс задумался. "Возможно, пожалуй... "

Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалисти

Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалистические таблицы, и вскоре сообщил царской чете, что выполнил просьбу. Однако заклинание, защищающее Романовых от катастрофы, будет иметь силу лишь до тех пор, пока сам Папюс "не исчезнет с физического плана". Примечательно, но это один из немногих случаев в практике Папюса, когда сам он был неколебимо уверен в действенности своего заклятия.

В благодарность царица преподнесла доктору Жерару массивный золотой ковш, украшенный драгоценными камнями. Увы, дальнейшая судьба подарка неизвестна, но вполне вероятно, что Папюс отдал его на благотворительность.

В 1906 году он в третий раз посетил Россию с коротким визитом и, по слухам, гадал Николаю, убеждая его готовиться к войне с Германией.

Забегая вперед, скажем, что императорская чета переписывалась с Папюсом до самой его смерти. Любопытно, но доктор Жерар впоследствии предостерегал их от влияния Распутина. Узнав о кончине Папюса в 1916 году, Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, а значит, мы обречены".

Пэгги ЛУ

«Жерар Анкосс (Папюс)»

 

 

… Маг был немедленно приглашен в Царское Село. После краткой беседы с царем и царицей, он на следующий день устроил торжественную церемонию колдовства и вызывания духов усопших. Кроме царя и царицы, на этой тайной литургии присутствовало одно только лицо: молодой адъютант императора, капитан Мандрыка, теперь генерал-майор и губернатор Тифлиса. Интенсивным сосредоточением своей воли, изумительной экзальтацией своего флюидического динамизма духовному учителю удалось вызвать дух благочестивейшего царя Александра III; несомненные признаки свидетельствовали о присутствии невидимой тени.

Несмотря на сжимавшую его сердце жуть, Николай II задал отцу вопрос, должен он или не должен бороться с либеральными течениями, грозившими увлечь Россию. Дух ответил:

«Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию; но она еще возродится, и будет тем сильнее, чем суровее должна быть репрессия теперь. Что бы ни случилось, бодрись, мой сын. Не прекращай борьбы».

Изумленные царь и царица еще ломали голову над этим зловещим предсказанием, когда Папюс заявил, что его логическая сила дает ему возможность предотвратить предсказанную катастрофу, но что действие его заклинания прекратится, лишь только он сам исчезнет «с физического плана». Затем он торжественно совершил ритуал заклинания.

 

Морис ПАЛЕОЛОГ.

«О мистицизме в России. Страничка из дневника посла Франции»

Просмотров: 49 | Добавил: vendin | Теги: мистицизм, уроки истории, Николай II, церковный раскол 17 века

Р П с Ц

Храм г. Меленки

Церковная лавка

ДРЕВЛЕКАЛЕНДАРЬ

ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ

КАНОНЫ

ФОРУМ

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031